Ярлыки

Jukola 2012

Участвовал 17 июня на соревнованиях по ориентированию Jukola 2012. Это самая многочисленная, на сколько я знаю, эстафета в мире. Участвовало более 1689 команд было зарегистрировано в этом году. И это число надо умножить на 7 участников в каждой команде, чтобы представить общее количество участников этого соревнования... Ничего подобного раньше видеть не случалось... 



Женская эстафета прошла в субботу днем. Ее мне увидеть не удалось, т.к. в это время я бежал полумарафон в Форссе. Судя по фото и GPS трекам, что есть на сайте у лидеров была жесткая борьба... 
















Трасса была не простой...




























Сам в ориентировании пока я почти что полный ноль. Свой компас купил лишь неск.недель назад и пробежал с ним только пару соревнований... Участвовал всего в 10-15 уличных и около 3-5 лесных соревнований по ориентированию. Все в Финляндии. Обычно маршруты достаточно простые, для новичков. В городе бегал по улицам. В лесу по тропинкам. КП ставились на перекрестках или вблизи заметных ориентиров...
Поэтому пока, конечно, не готов для Jukola. Даже не стал искать команду для участия, чтобы не подводить своим слабым результатом... Или даже вообще невозможностью собрать в контрольное время все КП.
Но уж очень хотелось посмотреть это мероприятие изнутри. Тем более, что это рядом с Хельсинки в этом году. Плюс знакомый сказал, что есть команды, где не хватает участников и что есть команды, где время не особо важно, а важно лишь участие...
В субботу я отправился в Форссу (130км от Хельсинки) на полумарафон. Старт был в 16.00. Пробежал за 1.31.хх. Примерно так же как в Выборге. Заехал в гости к своему коллеги, где пополнил запасы углеводом чаепитием с плюшками... Почувствовав опять прилив сил решил ехать на Jukola. Там либо побыть просто зрителем, либо участником, если повезет...


В 20.00 примерно, по дороге в Ванту позвонил своему знакомому финну Мике, опытному ориентировщику, который был участником соревнований и уже был на месте. Я спросил, не может ли он мне найти место в какой-нибудь команде. С минимальными требованиями к участнику. Мика позвонил по 7ми телефонам, указанным в объявлениях тех, кто ищет участника но сходу не нашел такую команду. Все уже были укомплектованы. Он зашел в информационный центр, и там случайно увидел двух ребят, которые похоже искали что-то. Оказалось, что их участник подвернул ногу и им нужна замена. Мика спросил, каковы требования и что один знакомый "чайник" как раз ищет команду. Оказалось,  что требования не высокие и нужно лишь закончить дистанцию, чтобы был полный комплект участников.
Мне предложили 6й этап. Это утро, уже не в темноте. Но расстояние - 10.5 км, что лишь уступает последнему, 7му этапу. Я радостью согласился!

Приехав на местность, я сразу оценил масштаб соревнований... Кол-во машин на парковке, несколько палаточных городков... Толпы народа в спортивной форме. Участники 1го этапа разминаются. На головах - фонари. Обычно 1й этап бегут лучший представитель команды. Поэтому типичный представитель 1го этапа - это такой "скандинавский лось" под 2 метра ростом, жилистого но не тощего телосложения... Видимо таким надо быть, чтобы быстро прорываться через кусты, ветки и холмы... Плюс еще и читать карту и соображать головой...

Оставили машину на большой стоянке примерно в 21.30 отправились к месту старта.
Там встретили Мику и вместе отправились на удобный холм, чтобы посмотреть грандиозное зрелище старта. Мика много раз участвовал в Юкола и подробно объяснял нам что происходит.
Сразу, конечно, разобраться в происходящем не просто. Благодаря такому гиду как Мика много стало понятно...





В 22.30 произошел выстрел ракеты и лучшие спортсмены, участники 1го этапа рванулись с лини старта в сторону леса...
Т.к. от того каким ты будешь на тропинке зависит результат, лидера приходилось бежать ооочень быстро. Поэтому старт был в чем то похож на спринт 200м...


Мне позвонил капитан моей команды и сообщил, что нужно прибыть на старт примерно в 7.00, чтобы быть готовым перенять эстафету участника 5го этапа.
Мы оправились в информационный центр, чтобы узнать есть ли места в для ночевки в школе или палаточном городке. Спальные мешки были у нас в багажнике.
Мест не было. Но было одно (1) место для палатки. Палатка продавалась на спортивной ярмарке. Мы быстренько ее приобрели плюс еще немного необходимого туристического инвентаря. Цены на Юкола всегда хороши и много скидок.
Нашли свое место довольно быстро, поставили палатку и улеглись спать.
Ночью спать было не просто, т.к. в соседнюю палатку пришел какой-то финн, видимо участник первых этапов. Эмоции так его переполняли, что он кому-то спешил все подробно рассказать....Несколько часов я проспал, периодически просыпаясь и слыша, как соседний финн еще рассказывает о своих похождениях...
Наконец, настало утро, 6.00. Я встал, оделся и включил телефон. Маркус тут же посзонил и сообщи, что их команда бежит быстрее, чем он ожидал, и хорошо, если я приду на старт в 6.30. Т.к. 5й участник (девушка Эвелина) уже может в это время финишировать. Я быстро побежал в стартовую зону, где меня должне был зжать уже капитан команды "KuoLOn Kankeat" Маркус.
Перевод команды мне гугл показал как "Жестокая смерть".
Тем не менее у Маркуса был вполне дружелюбный и миролюбивый вид.
Он оказался среднего роста, лет 25, в круглых очках, худого телосложения...
Типичный "ботаник". Как сказал мне Мика моя команда состояла из медиков, бывших студентов одного мед.вуза в Куопио... 

Спокойным голосом Маркус объяснил как Эвелина передаст мне карту и как мне стартовать.
Пожелал мне удачи и скрылся.
Я пошел в стартовую зону.
Приложил чип к устройству и подождал 4 флеша (мигания лампочки).
После этого прошел к месту между табличками 400 и 600 и стал ждать Эвелину.
Номер команды наше 582. Т.е. Эвелина должна была после финиша взять мою карту и найдя меня в этом секторе передать. Дальше нужно просто бежать и собирать КП.
В 7.00 как я ожидалось, Эвелина не появилась. Я продолжал высматривать ее среди финишировавших участников еще целый час. Видимо что-то не сложилось на трассе...
Зато за этот час я немного осмотрелся в стартовом загоне, посмотрел как передают карту.
Как финишируют лидеры и просто "чайники". Кто как экипирован, кто как разминается... Немного поговорил с разными участниками, так же ожидавшими своего старта....

Наконец, вдали увидел розовощекую девушку с номером 582, которая тяжело бежала на финиш.
Крикнул ей по фински "Эвелина, хюва, хюва!". Она как-то слабо отреагировала. Видимо сил осталось не много... Получив от нее карту, нажал на старт своего пульсометра и устремился в направлении 1го КП. Ну все, понеслась!...

Хотя за час ожидания волнение немного прошло, все равно было не по себе. Смогу ли найти все КП и не подвести команду?...
Первый КП был примерно в 1 км от старта. Почти все время прямо. Через 200м на пути сразу большой холм. Многие, смотрю идут его пешком. Видимо экономят силы... Пока ноги свежие довольно шустро вбегаю в него и следую по компасу... Ну вот и КП. Неужели нашел?! Прикладываю чип и следую по карте ко второму...
Потихоньку присматриваюсь к другим участникам. Вижу, что многие бегут в похожих направлениях. Те, у кого номер 6 (шестой этап) берут почти те же КП, что и я.  Разница лишь в том, что организаторы ставят в одном месте в районе 200м три КП. И ты не знаешь какой у твоего соседа, то что и у тебя или другой...
Если бы сесть "на хвост" какому-нибудь профи, у кого такие же КП, как и у тебя, то можно было бы облегчить себе задачу...
Бегу к 3му КП и впереди вижу девушку в зеленой майке. Бежит быстро, но мне удается не отставать. Видно, что девушка не новичок и уровня примерно КМС, как мне кажется. Я следую за ней и вот удача. Она берет 4й КП тот же, что нужен и мне. Далее следую опять за ней. По компасу видно, что бежит она к моему КП опять. Но темп такой высокий, что для меня это темп на 10ку примерно. Пуль уже подскочил до 159-160. Но я не отстаю. Опять "берем" наш КП. В итоге я продержался за ней 3км. Дальше пульс мой поднялся уже до 166 и мне пришлось девушку "отпустить", пожелав ей мысленно удачи...
Потом я стал ориентироваться самостоятельно и дело пошло гораздо медленнее.
Зато я смог немного восстановить силы от быстрого начала. И больше получал удовлетворение от гонки, учась ориентироваться и находить КП без посторонней помощи.

Примерно так прошли остальные 3 часа гонки. С разными приключениями по ходу. Один КП я брал скооперировашись с другим "новичком". Это был финн, офицер, работающий с призывниками. Хотя, как он мне сказал, он должен по службе быть хорошим спортсменом и ориентировщиком, в реальной жизни пока у него не особо получается. Мы встретились на дорожке к 90му КП. Пожалуй, лишь одни из немногих выбравших путь обхода озера и болота по дорожке, на не напрямую. Я выбрал этот путь, т.к. легко терялся на пересеченке. Он же - по слабому физическому состоянию. Так минут 15 мы бежали вместе по длинному перегону...

Это мой трек из Полара.
Последние КП дались почему-то особенно тяжело. Мозги уже отказывались соображать. Хотелось есть и пить. Пошел дождь и дорожки размыло водой. Хорошо, что накануне я догадался купить ботинки с шипами и поддержкой ахила. Если бы не они, уже много раз бы падал в грязи... Падения участников случались тут и там довольно часто и не вызывали особого удивления уже на 2м часе гонки... Лишь дежурным вопросом "Ар ю Окей?" спрашивали подскользувшегося и бежали дальше...


Один раз, после взятия 20го КП меня заклинило и я начал финишировать. Дело в том, что 20й КП был близко с финишем. Видимо я услышал музыку и захотел, чтобы все скорее кончилось. Пробежав метров 400 к мосту, что идет на финиш, я внимательнее посмотрел на карту и увидел, что еще 3 КП не взяты! Пришлось возвращаться... Потеряв за счет ошибок не менее часа я всеже нашел все 23 КП и побежал в финишный створ!

Грязный но довольный отметил чип, помыл под струей воды ноги в ботинках. Так делали многие. Несмотря на холод и дождь, приятно было смыть грязь от колена до стопы прямо тут же под краном...


Выпил кофе и пошел в палатку. Там переоделся в сухое и сразу заснул на час примерно.
Состояние - как после марафона.
После позвонил Маркус и поблагодарил, сообщив, что у меня хорошее время и он очень рад, что я позволил его команде получить зачет на Юкола 2012!
Я переспросил, уверен ли он, что я действительно взял все КП?
Т.к. я все еще был не совсем уверен, что за 3.5 часа не напутал что-нибудь...
Маркус успокоил, что ему мой рез-т уже известен и что все мои КП взяты! И команда финишировала с лучшем, чем в прошлом году времени!

Моя статистика по Юкола:
http://www.suunnistus.info/sf/anal/vertailu.viesti.pir?kisa=2012-Jukola;joukkue=582;osuus=6

По этой ссылке можно посмотреть как двигались лидеры:
http://www.tulospalvelu.fi/gps/2012juko6/

Думаю, что к следующей Юкола 2013 подготовлюсь уже получше и может даже соберу свою команду!






3 комментария:

  1. "Жесткая смерть" - может быть это финский перевод названия кинофраншизы "Die Hard" - то что у нас называется "Крепкий орешек". Смысл: "Умри сражаясь", т.е. не сдавайся до самого конца.

    ОтветитьУдалить
  2. Очень трудно перевести это название. Там идет игра с названием их студенческой организации. Студенческий клуб называется "KuoLO" ("смерть"), т.е. "KUOpion Lääketieteen Opiskelijat" ("медицийнские студенты университета Куопио"). Куопио -- это город, где они учатся (не Тампере). "KuoLOn" -- это родительный подеж слова.

    "Kankeat" -- ето "жёсткие". Не знаю, какие разние значения у этого слова на русском, но на финском оно значит: а) "жёсткое" состояние трупа после смерти, б) "жёсткое" состояние тела или ног после долгого бега. :)

    А "Die Hard" называется на финском просто "Die Hard". Какое оригинальное название! Русское название мне больше нравится...

    Дима молодец! Поздравляю с первым опытом в Юколе!

    ОтветитьУдалить
  3. wardoc, Мика, спасибо за перевод!

    Теперь стало понятнее за какую крутую и остроумную команду я выступал... :)

    ОтветитьУдалить